Методические рекомендации

Видеофрагменты  могут быть использованы на уроке  информатики в начальной школе с учетом их системных функций: вспомогательно – методической, оптимизационной, креативной.

 В данном случае видеофрагменты выполняют вспомогательно-методическую функцию, в которую входят такие признаки как:

·                 Совершенствование отдельных сторон урока (содержательной, технологической; проведение контроля) и др.;

·                 Решение собственно методических задач урока связанных с конкретным учебным предметом (специфика изучаемых объектов, сочетание визуализации и аудирования,  динамика процесса и др.)

Организация уроков информатики в начальной школе строится  следующим образом. Готовый видеофрагмент к уроку используется  на протяжении всего урока, продолжительностью 40 минут. Он включает в себя все этапы урока.

Примерный план урока информатики с использованием видео:

üОрганизационный момент (1-2 минуты).

üПроверка домашнего задания (3-4 минуты).

üПодготовка к работе на основном этапе урока. Разминка. Разминка в себя включает логические, математические задачи, задачи на развитие памяти, внимания (3-5 минут).

üОбъяснение нового  материала , фронтальная работа по решению новых задач, работа в тетрадях, (10-12 минут).

üФизкультурная минутка (1 минута).

üВыдача домашнего задания с комментариями (2- 3 минуты).

üРабота за компьютером,тесты + (8-10 минут – 1 класс);

üРелаксация (1 минута)

üГрупповое подведение итогов (2-3 минуты), рефлексия.

 Для примера можно рассмотреть урок в 1 классе по теме.

 «Понятие «Дерево», в котором  чётко видны все этапы урока.

Сценарий урока – Понятие «Дерево»

1. Повторение

Цель повторения: закрепить понятия множество, подмножество и элемент множества.

Мы много говорили о множествах. Давай вспомним. Что такое множество? Множество – это группа объектов, объединенных общим названием. (Ответ) Как называется объект множества?(Ответ) Каждый объект множества называется элементом множества. Элементом множества может быть и множество, оно называется вложенным множеством или подмножеством.

2. Познакомить с понятием «дерево» на примере гербария.

На этом уроке мы опять будем говорить о множествах.  Ты собирал когда-нибудь гербарий? Гербарий – это множество засушенных растений. Их аккуратно складывают в альбом. Во всём должен быть порядок. Давай составим схему. Рисуем точку и подпишем её «гербарий».

В твоём гербарии – листья и цветы – множество листьев и цветов. От точки «гербарий» проведем две линии: одна ведёт к точке «листья», а другая – к точке «цветы». Какие листья ты собрал? Вот они три отрезка, три веточки ведут от точки «листья» к точкам «береза», «дуб», «клён».

А как много цветов! Давай распределим их по цвету. У нас есть красные, желтые и белые цветы.

 Для каждого цвета – своя веточка-отрезок от точки «цветы», на конце этих веток – точки и указан цвет. Теперь осталось распределить цветы. Белые –это ромашка и роза – рисуем для них ветки от точки «белый». Так же рисуем две ветки для желтых - календулы и нарцисса, для красных – мак, тюльпан, георгин. Вот такая получилась у нас конструкция. Конечно, мы указали не все возможные цветы и листья, но принцип построения, надеюсь, тебе понятен.


Теперь, чтобы узнать, что есть в гербарии, не обязательно листать альбом с очень хрупкими сухими растениями. Достаточно взглянуть на схему. А схема эта тебе ничего не напоминает? (Пусть рядом появится дерево похожей формы). Похоже на дерево, не правда ли?

 Такая схема и называется деревом.

Самая нижняя точка, с которой мы начали строить нашу конструкцию, называется корнем, отрезки от точки до точки – это веточки-рёбра, а сами точки – вершины. Самые верхние или последние вершины – как листочки на дереве. А если в твоем гербарии появится новое растение.

 Например, синий колокольчик? (дождаться ответа) Ну конечно, надо от вершины «цветы» добавить (нарисовать) веточку-ребро «синие». Листочек на этой ветке и будет колокольчик.

А если у каждой вершины поставить номер соответствующей страницы альбома, то в твоём гербарии будет полный порядок. Белая роза – на стр.4    , и ты сразу откроешь нужную страницу и будешь любоваться прекрасным цветком. Где Вы еще встречали аналогичную схему? (ответ: в книге и др.)

4. Переходим к заданиям в рабочей тетради.

5. Закрепляющее задание вместе с детьми

Можно построить дерево для любого множества, находя в нем вложенные множества по каким-то признакам. Ты же хорошо умеешь определять общие признаки объектов. Давай построим еще одно дерево.

Смотри, какая веселая улица с разноцветными домиками. В этих домиках живут сказочные герои, вон они смотрят из окон. Назовем эту улицу «Улица сказок». А вот и дерево для этой улицы. Вместо точек для вершин мы здесь используем прямоугольники. Давай для каждого сказочного героя найдем место на дереве, т.е. его листочек. Вот первый домик, он красный, значит,… на схеме двигаемся по левой веточке до прямоугольника «красный домик». Кто выглядывает в окошко на первом этаже? Чебурашка – двигаемся по ветке, ведущей к прямоугольнику «1 этаж» и далее подводим веточку к Чебурашке. А со второго этажа на нас смотрит…. Крокодил Гена. Куда надо направить веточку? Идем по улице дальше – синий одноэтажный домик, и в нем живет Белоснежка, значит, на схеме двигаемся по средней ветке до прямоугольника «синий домик» и следующая веточка для Белоснежки. Точно также находим листочки для Винни Пуха, Ослика и Пятачка, живущих в зеленом домике. Но вот ещё и желтый домик, и в нем на первом этаже в двух комнатах живут Буратино и папа Карло, а на втором этаже – Мальвина.

Но у нас еще остался желтый домик, а веток на дереве больше нет. Что надо сделать?  Ты догадался: надо нарисовать ещё одну ветку, ведущую к прямоугольнику «Желтый домик», от него – две веточки – «1 этаж» и «2 этаж», от вершины «1 этаж» рисуем две ветки для двух комнат. Также веточка от вершины «2 этаж» и листочек для Мальвины. А если с Мальвиной рядом живет ее пёс Артемон, надо нарисовать веточку к «4-ой комнате». Листочки для Буратино, папы Карло и Артемона рисовать не будем, наш рисунок и так перегружен. Можно считать, что и это дерево готово.

Ты можешь самостоятельно построить дерево размещения своих книг на полках, игрушек в ящиках и еще много разных деревьев.

Задание 22 в тетради

Деревья можно использовать для решения некоторых задач. Для этого надо уметь правильно задавать вопросы. Правильными вопросами назовем такие, на которые можно дать только один из двух возможных ответов – «да» или «нет». Например. «Сегодня понедельник?» Если действительно понедельник, ты ответишь «да», иначе – «нет».

Посмотри на это дерево. Допустим, кто-то задумал какое-то животное и надо его угадать. Обрати внимание, что из каждой вершины выходит только две веточки.  Задаём вопросы и отвечаем на них только словами «да» и «нет».

Две веточки – два ответа

1.              Это животное домашнее? – Ответ «нет» - переходим к вершине «дикое».

2.              Это животное живет в воде? – Ответ «нет» -переходим к вершине «живет на суше».

3.               Животное хищное? – Ответ «да» - переходим к вершине «хищник». Зверь серого цвета? – Ответ «да

4.             
Можно уже догадаться, что это за зверь? Если нет, надо еще задавать вопросы, но кажется уже ясно, что это волк.

Работа за компьютером (игровые тесты -  Закрепление умения определять недостающие элементы деревьев по ряду признаков)

                                                                                        



 

Приведу пример использования видео на внеурочных занятиях по программе «ЛогоМиры».

Этап первый – создание мотивации обучаемого.

В начале занятия на экране идет показ  видеофрагмента, тем самым создается образ целого результата. В данном случае: улица города, по улице движется троллейбус. 

Второй этап – создание ООД (ориентировочной основы действия) и уяснения ее учащимися, он сопровождается проговариванием учителя вслух ( живым голосом или запись голоса) инструктированием и проговариванием этапов и средств, необходимых для выполнения работы на каждом этапе.

Третий и четвертый этапы – непосредственно выполнение действий. Каждый ученик тихо проговаривает этапы работы и их содержание с последующим выполнением этих этапов и применения необходимых средств.

Этап пятый сопровождается  проговариванием последовательности работы «про себя».

И , наконец, шестой этап –перевод  практических действий в  умственную форму, т.е.полный отказ от речевого сопровождения.

Этим завершается психологический цикл.

 Далее следует, дидактический цикл, который завершается громким проговариванием ученика всех стадий выполненной работы.

          Основная задача Дистанционной школы (заочная форма) – сопровождение в организации учебной деятельности учащихся.  Для этого дистанционное образование  предоставляет большие возможности – в собственном образовательном пространстве учителя размещают уроки, тесты,  библиотеки учебных пособий, задания и прочие средства обучения. Такая форма очень удобна для всех категорий учащихся: присутствовавших на уроке, отсутствовавших на уроке по болезни и даже для тех, кто находится на домашнем обучении. Задания соответствуют требованиям государственной программы и содержанию учебных пособий.  Но у учащихся всегда есть возможность выйти за их рамки и углубить свои знания по данной теме – в дистанционном  курсе даны ссылки на интернет-ресурсы с дополнительным материалом.

 

Особое значение в системе дистанционного образования имеют тестовые задания, видео вопросы, видеофрагменты ,задачи,глоссарий. С их помощь ведется работа по развитию учащихся, логического мышления, совершенствуются навыки работы с тестами и источниками. Следует обратить внимание, что для выполнения подобных заданий учащиеся сами выбирают время и ритм работы. Это очень важно для детей с повышенной тревожностью, которым сложно выполнять задания за определенное фиксированное время. Выполняя задания, учащиеся могут общаться с педагогом в режиме индивидуальной консультации. Кроме того, существует возможность исправить ответ, что способствует созданию ситуации успеха и повышению самооценки ученика.

Методические рекомендации

Видеофрагменты  могут быть использованы на уроке  информатики в начальной школе с учетом их системных функций: вспомогательно – методической, оптимизационной, креативной.

 В данном случае видеофрагменты выполняют вспомогательно-методическую функцию, в которую входят такие признаки как:

·                 Совершенствование отдельных сторон урока (содержательной, технологической; проведение контроля) и др.;

·                 Решение собственно методических задач урока связанных с конкретным учебным предметом (специфика изучаемых объектов, сочетание визуализации и аудирования,  динамика процесса и др.)

Организация уроков информатики в начальной школе строится  следующим образом. Готовый видеофрагмент к уроку используется  на протяжении всего урока, продолжительностью 40 минут. Он включает в себя все этапы урока.

Примерный план урока информатики с использованием видео:

  •  Организационный момент (1-2 минуты).
  •  Проверка домашнего задания (3-4 минуты).
  •  Подготовка к работе на основном этапе урока. Разминка. Разминка в себя включает логические, математические задачи, задачи на развитие памяти, внимания (3-5 минут).
  • Объяснение нового  материала , фронтальная работа по решению новых задач, работа в тетрадях, (10-12 минут).
  •  Физкультурная минутка (1 минута).
  • Выдача домашнего задания с комментариями (2- 3 минуты).
  • Работа за компьютером,тесты + (8-10 минут – 1 класс);
  • Релаксация (1 минута)
  • Групповое подведение итогов (2-3 минуты), рефлексия.

 Для примера можно рассмотреть урок в 1 классе по теме.

 «Понятие «Дерево», в котором  чётко видны все этапы урока.

Сценарий урока – Понятие «Дерево»

1. Повторение

Цель повторения: закрепить понятия множество, подмножество и элемент множества.

Мы много говорили о множествах. Давай вспомним. Что такое множество? Множество – это группа объектов, объединенных общим названием. (Ответ) Как называется объект множества?(Ответ) Каждый объект множества называется элементом множества. Элементом множества может быть и множество, оно называется вложенным множеством или подмножеством.

2. Познакомить с понятием «дерево» на примере гербария.

На этом уроке мы опять будем говорить о множествах.  Ты собирал когда-нибудь гербарий? Гербарий – это множество засушенных растений. Их аккуратно складывают в альбом. Во всём должен быть порядок. Давай составим схему. Рисуем точку и подпишем её «гербарий».

В твоём гербарии – листья и цветы – множество листьев и цветов. От точки «гербарий» проведем две линии: одна ведёт к точке «листья», а другая – к точке «цветы». Какие листья ты собрал? Вот они три отрезка, три веточки ведут от точки «листья» к точкам «береза», «дуб», «клён».

А как много цветов! Давай распределим их по цвету. У нас есть красные, желтые и белые цветы. 

Для каждого цвета – своя веточка-отрезок от точки «цветы», на конце этих веток – точки и указан цвет. Теперь осталось распределить цветы. Белые –это ромашка и роза – рисуем для них ветки от точки «белый». Так же рисуем две ветки для желтых - календулы и нарцисса, для красных – мак, тюльпан, георгин. Вот такая получилась у нас конструкция. Конечно, мы указали не все возможные цветы и листья, но принцип построения, надеюсь, тебе понятен.

Теперь, чтобы узнать, что есть в гербарии, не обязательно листать альбом с очень хрупкими сухими растениями. Достаточно взглянуть на схему. А схема эта тебе ничего не напоминает? (Пусть рядом появится дерево похожей формы). Похоже на дерево, не правда ли?

 Такая схема и называется деревом.

Самая нижняя точка, с которой мы начали строить нашу конструкцию, называется корнем, отрезки от точки до точки – это веточки-рёбра, а сами точки – вершины. Самые верхние или последние вершины – как листочки на дереве. А если в твоем гербарии появится новое растение.

 Например, синий колокольчик? (дождаться ответа) Ну конечно, надо от вершины «цветы» добавить (нарисовать) веточку-ребро «синие». Листочек на этой ветке и будет колокольчик.

А если у каждой вершины поставить номер соответствующей страницы альбома, то в твоём гербарии будет полный порядок. Белая роза – на стр.4    , и ты сразу откроешь нужную страницу и будешь любоваться прекрасным цветком. Где Вы еще встречали аналогичную схему? (ответ: в книге и др.)

4. Переходим к заданиям в рабочей тетради.

5. Закрепляющее задание вместе с детьми

Можно построить дерево для любого множества, находя в нем вложенные множества по каким-то признакам. Ты же хорошо умеешь определять общие признаки объектов. Давай построим еще одно дерево.

Смотри, какая веселая улица с разноцветными домиками. В этих домиках живут сказочные герои, вон они смотрят из окон. Назовем эту улицу «Улица сказок». А вот и дерево для этой улицы. Вместо точек для вершин мы здесь используем прямоугольники. Давай для каждого сказочного героя найдем место на дереве, т.е. его листочек. Вот первый домик, он красный, значит,… на схеме двигаемся по левой веточке до прямоугольника «красный домик». Кто выглядывает в окошко на первом этаже? Чебурашка – двигаемся по ветке, ведущей к прямоугольнику «1 этаж» и далее подводим веточку к Чебурашке. А со второго этажа на нас смотрит…. Крокодил Гена. Куда надо направить веточку? Идем по улице дальше – синий одноэтажный домик, и в нем живет Белоснежка, значит, на схеме двигаемся по средней ветке до прямоугольника «синий домик» и следующая веточка для Белоснежки. Точно также находим листочки для Винни Пуха, Ослика и Пятачка, живущих в зеленом домике. Но вот ещё и желтый домик, и в нем на первом этаже в двух комнатах живут Буратино и папа Карло, а на втором этаже – Мальвина.

Но у нас еще остался желтый домик, а веток на дереве больше нет. Что надо сделать?  Ты догадался: надо нарисовать ещё одну ветку, ведущую к прямоугольнику «Желтый домик», от него – две веточки – «1 этаж» и «2 этаж», от вершины «1 этаж» рисуем две ветки для двух комнат. Также веточка от вершины «2 этаж» и листочек для Мальвины. А если с Мальвиной рядом живет ее пёс Артемон, надо нарисовать веточку к «4-ой комнате». Листочки для Буратино, папы Карло и Артемона рисовать не будем, наш рисунок и так перегружен. Можно считать, что и это дерево готово.

Ты можешь самостоятельно построить дерево размещения своих книг на полках, игрушек в ящиках и еще много разных деревьев.

Задание 22 в тетради

Деревья можно использовать для решения некоторых задач. Для этого надо уметь правильно задавать вопросы. Правильными вопросами назовем такие, на которые можно дать только один из двух возможных ответов – «да» или «нет». Например. «Сегодня понедельник?» Если действительно понедельник, ты ответишь «да», иначе – «нет».

Посмотри на это дерево. Допустим, кто-то задумал какое-то животное и надо его угадать. Обрати внимание, что из каждой вершины выходит только две веточки.  Задаём вопросы и отвечаем на них только словами «да» и «нет».

Две веточки – два ответа

1.              Это животное домашнее? – Ответ «нет» - переходим к вершине «дикое».

2.              Это животное живет в воде? – Ответ «нет» -переходим к вершине «живет на суше».

3.               Животное хищное? – Ответ «да» - переходим к вершине «хищник». Зверь серого цвета? – Ответ «да

4.             
Можно уже догадаться, что это за зверь? Если нет, надо еще задавать вопросы, но кажется уже ясно, что это волк.

 Работа за компьютером (игровые тесты -  Закрепление умения определять недостающие элементы деревьев по ряду признаков)                                                                                     

 Приведу пример использования видео на внеурочных занятиях по программе «ЛогоМиры».

Этап первый – создание мотивации обучаемого.

В начале занятия на экране идет показ  видеофрагмента, тем самым создается образ целого результата. В данном случае: улица города, по улице движется троллейбус. 

Второй этап – создание ООД (ориентировочной основы действия) и уяснения ее учащимися, он сопровождается проговариванием учителя вслух ( живым голосом или запись голоса) инструктированием и проговариванием этапов и средств, необходимых для выполнения работы на каждом этапе.

Третий и четвертый этапы – непосредственно выполнение действий. Каждый ученик тихо проговаривает этапы работы и их содержание с последующим выполнением этих этапов и применения необходимых средств.

Этап пятый сопровождается  проговариванием последовательности работы «про себя».

И , наконец, шестой этап –перевод  практических действий в  умственную форму, т.е.полный отказ от речевого сопровождения.

Этим завершается психологический цикл. 

Далее следует, дидактический цикл, который завершается громким проговариванием ученика всех стадий выполненной работы.


 

          Основная задача Дистанционной школы (заочная форма) – сопровождение в организации учебной деятельности учащихся.  Для этого дистанционное образование  предоставляет большие возможности – в собственном образовательном пространстве учителя размещают уроки, тесты,  библиотеки учебных пособий, задания и прочие средства обучения. Такая форма очень удобна для всех категорий учащихся: присутствовавших на уроке, отсутствовавших на уроке по болезни и даже для тех, кто находится на домашнем обучении. Задания соответствуют требованиям государственной программы и содержанию учебных пособий.  Но у учащихся всегда есть возможность выйти за их рамки и углубить свои знания по данной теме – в дистанционном  курсе даны ссылки на интернет-ресурсы с дополнительным материалом.

Особое значение в системе дистанционного образования имеют тестовые задания, видео вопросы, видеофрагменты ,задачи,глоссарий. С их помощь ведется работа по развитию учащихся, логического мышления, совершенствуются навыки работы с тестами и источниками. Следует обратить внимание, что для выполнения подобных заданий учащиеся сами выбирают время и ритм работы. Это очень важно для детей с повышенной тревожностью, которым сложно выполнять задания за определенное фиксированное время. Выполняя задания, учащиеся могут общаться с педагогом в режиме индивидуальной консультации. Кроме того, существует возможность исправить ответ, что способствует созданию ситуации успеха и повышению самооценки ученика.

Осталось...
ГБОУ лицей № 1793 "Жулебино"
ГБОУ лицей № 1793 "Жулебино"

Работа актива музея "Великая Отечественная война в судьбе моей семьи"

в рамках конкурса"Духовные скрепы Отечества"

Рекомендую

Музей фактов

http://muzey-factov.ru/tag/words

Музей фактов — это коллекция тщательно отобранных сведений из серии «А знаете ли вы, что...», проверенных на достоверность и снабжённых источниками. 

Помощь робототехникам
Помощь робототехникам
3D тур по школьному музею лицея №1793 " Галерея памяти"
3D тур по школьному музею лицея №1793 " Галерея памяти"
Проект 5 И класса
Сайт о В.П.Чкалове

Вспоминает племянница Н.Ф.Ватутина

Электронная тетрадь-инструмент современного учителя!

Линия помощи Дети онлайн

Горячая линия

8-800-25-000-15

helpline@detionline.com

Фонд Развития Интернет
Сайт для родителей
Сайт для родителей
Педсовет
Педсовет
Playonline.ru
Рекомендую
рекомендую
рекомендую