В концепции модернизации Российского образования обозначено, что новое качество образования – это ориентация образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Становится очевидным, что главными факторами развития личности обучаемого, формирования его компетенций являются активная предметно-практическая деятельность и общение. В этой связи акцент при изучении учебных дисциплин переносится на сам процесс познания, его организацию и управление.

Чем большим количеством эффективных приемов и способов мышления владеет ребенок, тем быстрее и с меньшими затратами он сможет решать любые задачи. При правильной постановке учебной работы задатки ребенка превращаются в способности, становятся реальностями, реализуются, превращаются в действительность [5].

Проблеме обучения и развития способностей школьников младшего возраста средствами визуализации в психолого-педагогической литературе уделяется недостаточно большое внимание, что имеет свои причины. Эти способности во многом опираются на те интеллектуальные функции и процессы, которые еще слабо сформированы в младшем школьном возрасте. Младший школьник пока еще почти неспособен к соотнесению и абстрагированию, многоступенчатым логическим операциям, анализу. Его воображение неконструктивно и недисциплинированно, подчиняется собственным эмоциям ребенка, а не заданному учителем направлению.

Принципу наглядности в контексте проблем, связанных с активизацией учебного процесса, не уделяется достаточно внимания, наглядность зачастую рассматривается как фактор облегчения восприятия и повышения запоминаемости учебного материала, то есть в её иллюстративной функции. Понятно, что необходимость специальной подготовки учебного материала, позволяющей в визуально обозримом виде дать учащимся основные или необходимые сведения, продиктована информационной насыщенностью современного мира. Под активными средствами визуализации мы понимаем не просто иллюстративный материал, а систему передачи визуальной информации, адекватно реагирующую на действия реципиента, позволяющую любому субъекту взаимодействия осуществлять управление транслируемой на экран информацией.

На сегодняшний день известно значительное число визуальных средств передачи информации: доска, плакаты, схемы и мультимедийный проектор, сборные визуальные средства (магнитные и булавочные доски), демонстрационные модели, действующие модели, экран/монитор компьютера, интерактивная доска.

Любая форма наглядной информации содержит элементы проблемности. Задача учителя – использовать такие формы наглядности, которые не только дополнили бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности учащегося. [3]

Особое место в решении этих проблем играет исследование возможностей визуализации учебного материала в развитии учебных способностей младшего школьника. Общеизвестна любовь детей младшего возраста к ярким, красочным картинкам, книгам с разнообразными рисунками. Они привлекают ребёнка, приковывают его внимание, и в этом несомненный положительный эффект использования наглядных средств обучения.

Мы обращаем внимание, что основу детского творчества составляет умение комбинировать сочетания известных элементов в новые сочетания, причем каждому возрасту присуще свое собственное выражение и форма творчества.

Формы использования приемов визуализации различны. Это могут быть:

Ø  визуализация как работа с печатным текстом;

Ø  визуализация как работа с рисунками как средством иллюстрирования проработанного текста;

Ø  работа с рисунком как основой перехода к работе с печатным текстом;

Ø  индивидуальная самостоятельная визуализация ребенком услышанного устного рассказа [позволит выявить индивидуальные особенности восприятия и переработки ребенком информации;

Ø  различным способом и с разной степенью жесткости направляемая учителем визуализация такого рассказа позволит выявить способность к восприятию устной или письменной инструкции преподавателя и способность ее адаптировать к реальным текстам и задаваемым ими ситуациям;

Ø  работа с незаконченным, но ясным и надежно понимаемым рисунком (задание дорисовать детали покажет полноту и точность запоминания различных по характеру, размеру, цвету, форме, сюжету рисунков различными по индивидуальным характеристикам детьми);

Ø  выполнение заданий на сравнение рисунка с натуральными объектами, нахождение неточностей или недостающих (лишних) деталей поможет оценить показатели способностей к концентрации, удержанию, распределению внимания, задатки для развития дивергентного мышления;

Ø  работа с неясными разнохарактерными рисунками поможет развитию фантазии, воображения, а чисто поставленный эксперимент покажет, как это будет влиять на развитие других составляющих учебных способностей и результаты обучения в целом;

Ø  конструирование рисунка по заслушанному рассказу, содержащему хорошо известные детали, покажет способности к опредмечиванию их в рисунке, компоновке деталей, установлению их связи в целом, системообразующий стержень которого будет произвольно выбираться самим ребенком;

Ø  самостоятельное конструирование рисунка, но выполняемое на основе рассказа с малоизвестными словами или словами, допускающими разное толкование (при условии, что все его варианты известны всем учащимся) поможет в выявлении индивидуальных предпочтений, тревог, диагностирования состояний и отношений ребенка и др.

Ø  работа над определением соотношения рисунок-схема позволит определить наличие задатков способностей к абстрактному мышлению и допустимость полного перехода к вербальным формам управления деятельностью учащихся и использования обобщений в обучении и развитии и т.д.

Использование визуальных средств передачи информации обладает большим потенциалом и решении вопросов, связанных с управлением временем урока, особенно актуальных с учетом постоянной интенсификации образовательного процесса. Главная цель использования любого средства наглядной демонстрации заключается в возможности реализации двухканальной коммуникации, а соответственно и увеличения объема передаваемой информации.

Целенаправленное использование визуализации может способствовать внушению ребенку уверенности в своих силах, успехе выполняемых им действий. Для этого учащимся, отличающимся эмоциональной нестабильностью до поручения им ответственного задания предлагалось нарисовать себя, выполняющим задание, а затем себя же, получающим от учителя похвалу за хорошее его выполнение. Это не только помогает учащемуся настроиться на задание, психологически приготовиться к его выполнению. В процессе рисования заданных сюжетов он уже начинает обдумывать задание, а осуществляемая им в это время изобразительная деятельность блокирует обычно возникающие у него страхи и тревоги, мешает настроиться на неудачу и поражение.

Еще одна функция, которую может выполнять визуализация - организация игровой деятельности. С помощью изобразительных средств можно эмоционально подготовить ребенка к игре, включить его в деятельность по подготовке самой игры, ее оформления, задать условия игры и игровые ограничения, стимулировать развитие фантазии и воображения.

Так, организованное нами рисованием действующих лиц сказки "Компьютер-Теремок” http://www.youtube.com/watch?v=Mv3JlYybn3M распределение ролей, привело к тому, что дети наиболее тщательно выполнили рисунок тех персонажей, роль которых они играли. Так же тщательно были выписаны и те персонажи, роли которых были поручены их близким друзьям.

В этой сказке нужно было представить основные составные части компьютера, такие как, клавиатура, системный блок, монитор, мышь, коврик для мыши и т.д. – живыми существами и дать им имена. Так клавиатура - Клава, мышь – Юля, монитор – Мотя, процессор – Петя и т.д. Более того, в проработке рисунков ими явно использовались элементы характера и одежды реальных лиц: при поручении роли клавиатуры, кокетливой дамы, рисовалась шляпа с широкими полями, яркая украшенная цветами одежда.

Издательством БИНОМ было подготовлено и выпущено электронное приложения к учебнику «Информатика и ИКТ»

 Н.В. Матвеевой для 4 класса (готовятся к выпуску приложения для 2 и 3 класса). Они будут являться хорошей помощью учителю информатики.

На основе имеющихся материалов учителя информатики получают возможность подготавливать собственные авторские цифровые образовательные ресурсы. 

Их использование учебном процессе в начальной школе способствует повышению уровня применения наглядности на уроке, повышению производительности урока, установлению межпредметных связей, воспитанию интереса учащихся к учебному предмету, позволяет сделать процесс обучения интересным, насыщенным.

К примеру, популярной доступной формой подачи учебного материала является презентация, созданная в программе Microsoft Office PowerPoint, которая активно используется учителями в рамках внедрения современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс начальной школы.

Авторский цифровой образовательный ресурс, созданный учителем самостоятельно, должен точно соответствовать целям и задачам, поставленным на уроке. Очень часто приходится сталкиваться с тем, что учителя не придерживаются основных требований к оформлению мультимедийной презентации, а также недостаточно опираются на материал, рекомендованный в учебниках. Тщательно выверенными дидактическими приёмами использования информационных технологий умеют пользоваться лишь единицы. [3] 

Мы выявили возможности использования “визуализации”, так как специфическая категория дидактики и теории воспитания шире по составу и сложнее по своей структуре, чем традиционно используемое понятие “наглядность”. Оно включает систему педагогических мер, способствующих конструированию образа, воспринимаемого учащимся предмета, явления или их специфически отображенных в сознании связей.

Сочетание фронтальной, групповой и личностноориентированной системы визуализации учебного материала позволяет менее болезненно и в более короткие сроки преодолеть этот предел посильности.

Приемы визуализации, в свою очередь, позволяют значительно усилить возможности реализации игрового начала в обучении младших школьников, снять многие зажимы, мешающие ребенку раскрыться, проявить себя в ситуации, добиваться успехов и формировать положительную самооценку, тем самым благоприятно влияя на развитие учебных способностей.http://www.ikt1793.ru/методическая-копилка/разработки-уроков/ («Сорочьи новости»).

Перспективы, открываемые проведенным исследованием заключаются, во-первых, в том, что оно создает теоретическую базу и дает практические образцы внедрения предложенной нами системы визуализации в преподавание всей группы учебных предметов, изучаемых в младшей школе; во-вторых, в том, что оно создает базу для дальнейшего более детального исследования и оценки характера влияния разных средств визуализации на отдельные компоненты не только учебных, но и творческих способностей, в ходе исследования экспериментальные методики уже нашли широкое внедрение в практике работы учителей начальных классов республик Башкортостан и Татарстана.

Литературные и интернет-источники

1.     Федеральная целевая Программа развития образования на 2011 – 2015 годы» [распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. №163-р].

2.     Арынгазин К. М., Дзюбина А. В. Методические рекомендации по работе с интерактивной доской, и методика проведения занятий с её использованием. RusEdu: Информационные технологии в образовании, http://www.rusedu.info/Article987.html.

3.     Зайцева, С.А Современные информационные технологии в образовании// http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm

4.     Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /С. В. Панюкова. — М.: Академия, 2010. — 224 с. Интерактивная доска. Быстрый старт. Руководство пользователя. – М, Сервис плюс, 2007 – 40 с.

5.     Интерактивная доска Interwrite Board. Школьные технологии. 2008. №5.

6.     Интерактивная доска Interwrite Board // Школьные технологии. - 2008. - № 5. - С. 159-174.

7.     Обеспечение реализации основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГТ через создание образовательного пространства в ДОУ // Горяева О.П.-Ж. «Методист» - № 7-2012.

 

Работа актива музея "Великая Отечественная война в судьбе моей семьи"

Осталось...
ГБОУ лицей № 1793 "Жулебино"
ГБОУ лицей № 1793 "Жулебино"

Рекомендую

Музей фактов

http://muzey-factov.ru/tag/words

Музей фактов — это коллекция тщательно отобранных сведений из серии «А знаете ли вы, что...», проверенных на достоверность и снабжённых источниками. 

Помощь робототехникам
Помощь робототехникам
3D тур по школьному музею лицея №1793 " Галерея памяти"
3D тур по школьному музею лицея №1793 " Галерея памяти"
Проект 5 И класса
Сайт о В.П.Чкалове
Электронная тетрадь-инструмент современного учителя!

Линия помощи Дети онлайн

Горячая линия

8-800-25-000-15

helpline@detionline.com

Фонд Развития Интернет
Сайт для родителей
Сайт для родителей
Педсовет
Педсовет
Playonline.ru
Рекомендую
рекомендую
рекомендую